Пояснительная записка
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся.
Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Внеурочная деятельность обеспечивает взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования объединяя все виды деятельности младших школьников, в которых возможно и целесообразно решать задачи их образования, развития, воспитания, социализации.
Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого обучающегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития у обучающихся интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах, позитивного общения обучающихся в школе и за ее пределами, создание условий для воспитания и социализация духовно-нравственной личности.
Задачи внеурочной деятельности:
- вовлечение обучающихся в разнообразную внеурочную деятельность;
- обогащение и расширение культурно-нравственного уровня обучающихся;
- создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;
- освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование.
- сотрудничество с социальными институтами в целях организации внеурочной деятельности (ФДОД «ДДТ» МОУ «СОШ № 1 г.Коряжмы», МУ МКЦ «Родина», музыкальная школы, с/к «Олимп», ДЮСШ, библиотеками и т.д.);
- формирование навыков позитивного коммуникативного общения;
- создание условий для эффективной реализации образовательных программ различного, реализуемых во внеурочное время;
- организация информационного сопровождения внеурочной деятельности;
- совершенствование материально-технической базы для организации внеурочной деятельности обучающихся.
Принципы организации внеурочной деятельности:
- соответствие возрастным особенностям обучающихся;
- опора на традиции, положительный опыт организации внеурочной деятельности;
- опора на ценности воспитательной системы школы;
- свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка;
- сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности;
- доступность и наглядность;
- целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).
Данные принципы определяют способы организации внеурочной деятельности в школе:
- реализация образовательных программ, разработанных педагогами школы;
- включение ребенка в систему коллективных творческих дел по основным направлениям программы духовно нравственного развития, воспитания обучающихся;
- использование ресурсов учреждений дополнительного образования;
Ориентирами в организации внеурочной деятельности в начальных классах
являются:
- запросы родителей, законных представителей обучающихся;
- приоритетные направления деятельности школы;
- интересы и склонности педагогов;
- возможности образовательных учреждений дополнительного образования;
- рекомендации психолога как представителя интересов и потребностей ребёнка.
План внеурочной деятельности
В качестве организационного механизма реализации внеурочной деятельности в образовательном учреждении используется план внеурочной деятельности.
План внеурочной деятельности - это документ, который определяет состав, и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности для обучающихся на ступени начального общего образования (до 1350 часов за 4 года обучения) с учетом интересов обучающихся и возможностей образовательного учреждения.
Для организации внеурочной деятельности выбрана базовая организационная модель строящаяся на основе взаимодействия школы с несколькими учреждениями дополнительного образования детей.
Внеурочная деятельность осуществляется через:
- дополнительные образовательные программы (кружки и секции проводимые на базе школы);
- программы учреждений дополнительного образования (ФДОД «ДДТ»),
- классное руководство (экскурсии, походы, классные часы, праздники, игры, конкурсы, соревнования, выставки и т.д.);
- группу продленного дня (кружки, занятия, экскурсии, игры);
- учебный план образовательного учреждения (факультативы);
- работу педагогических работников в соответствии с должностной инструкцией (социальный педагог, педагог-библиотекарь, педагог-психолог).
Внеурочная деятельность организуется по 5 направлениям развития личности:
- спортивно-оздоровительное;
- духовно-нравственное;
- социальное;
- общеинтеллектуальное;
- общекультурное.
Пять направлений внеурочной деятельности реализуются в её 9 видах:
- игровая деятельность;
- познавательная деятельность;
- проблемно-ценностное общение;
- досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
- художественное творчество;
- социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);
- трудовая (производственная) деятельность;
- спортивно-оздоровительная деятельность;
- туристско-краеведческая деятельность.
Формы организации внеурочной деятельности по направлениям Общеинтеллектуальное направление:
- викторины, познавательные игры;
- детские исследовательские проекты;
- школьные и внешкольные мероприятия познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны)
- тематические праздники, уроки Знаний, конкурсы;
- факультатив «Юным умникам и умницам».
Общекультурное направление:
- культпоходы в музеи, библиотеки, выставки, концерты;
- концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы (День учителя, 8 Марта, 23 февраля, День рождения школы);
- кружки «Читай-ка», факультативный курс «Культура речи»;
- праздничное оформление школы и класса (конкурс «Новый год у ворот»);
- Дни открытых дверей в школе.
Духовно-нравственное направление:
- беседы;
- игры нравственного и духовно - нравственного содержания;
- творческая, художественная деятельность детей (конкурсы рисунков, поделок, творческих работ);
- экскурсии в городской музеи, выставки;
- организация выставок (совместная деятельность детей и родителей «Подарок Осени», «Новогодняя игрушка», «Наша армия родная стережет покой страны»);
- праздники (День матери, Новый год);
- кружки («Любознайка»);
- факультативными курсами («Основы духовно-нравственной культуры», «Морянка»).
Спортивно - оздоровительное направление:
- спортивно-массовые и физкультурно -оздоровительные общешкольные мероприятия: школьные спортивные турниры, соревнования, Дни здоровья;
- физкультминутки на уроках, организация динамической паузы;
- плавательный всеобуч;
- оформление уголков по технике безопасности, проведение инструктажей;
- спортивные секции «Подвижные игры», «Спортивные игры», «Баскетбол»;
- факультативные курсы «Разговор о правильном питании».
Социальное направление:
- акция «Прояви свою культуру – собери макулатуру», «Поможем Новороссии»;
- работа по озеленению школы;
- организация дежурства в классах;
- выставки поделок и детского творчества;
- трудовые десанты, субботники;
- кружок «ЮИД», «Школа актива».
Направления внеурочной деятельности в 1-4 классах представлены кружками, секциями и факультативами
№
|
Название программы внеурочной деятельности
|
1-е классы
|
2 класс
|
3-е классы
|
4-е классы
|
1. Духовно-нравственное
|
1
|
Кружок «Любознайка»
|
|
|
|
1 час
|
2
|
Кружок «Основы духовно-нравственной культуры»
|
|
1 час
|
1 час
|
|
3
|
Факультативный курс «Морянка»
|
|
|
1 час
|
1 час
|
4
|
Факультативный курс «Азбука этики»
|
|
|
1 час
|
|
|
Итого
|
|
1час
|
3 часа
|
2 часа
|
2. Общеинтеллектуальное
|
1
|
Кружок «Юным умникам
и умницам»
|
2 часа
|
1 час
|
1 час
|
2 часа
|
2
|
Факультативный курс «Юным умникам и умницам»
|
|
|
|
2 часа
|
|
Итого
|
2 часа
|
1 час
|
1 час
|
4 часа
|
3. Общекультурное
|
1
|
Кружок «Читай-ка»
|
|
0,5 часа
|
|
0,5часа
|
2
|
Факультативный курс «Культура речи»
|
|
|
1 час
|
|
|
Итого
|
|
0,5 часа
|
1 час
|
0,5часа
|
4. Спортивно-оздоровительное
|
1
|
Спортивная секция «Подвижные игры»
|
1 час
|
0,5 часа
|
1 час
|
1 час
|
2
|
Факультативный курс «Разговор о правильном питании»
|
|
|
|
1 час
|
|
Итого
|
1 час
|
0,5 часа
|
1 час
|
2 часа
|
5. Социальное
|
1
|
Кружок «ЮИД»
|
|
|
|
1 час
|
|
Итого
|
|
|
|
1 час
|
|
Всего часов по направлениям
|
3 часа
|
3 часа
|
6 часов
|
9,5 часа
|
Направления внеурочной деятельности в 5-7 классах представлены кружками, секциями и факультативами
№
|
Название программы внеурочной деятельности
|
5
|
6
|
7
|
1. Духовно-нравственное
|
1
|
Факультативный курс «Основы духовно-нравственной культуры»
|
0,5 часа
|
|
|
|
Итого
|
0,5 часа
|
|
|
2. Общеинтеллектуальное
|
1
|
Факультативный курс «Введение в химию»
|
|
|
1
|
|
Итого
|
|
|
1 час
|
3. Общекультурное
|
1
|
Кружок «Читай-ка»
|
|
0,5 часа
|
|
|
Итого
|
|
0,5 часа
|
|
4. Спортивно-оздоровительное
|
1
|
Спортивная секция «Спортивные игры»
|
0,5 часа
|
0,5 часа
|
0,5 часа
|
2
|
Спортивная секция «Баскетбол»
|
|
|
0,5 часа
|
|
Итого
|
0,5 часа
|
0,5 часа
|
1 час
|
5. Социальное
|
1
|
Кружок «Школа актива»
|
0,5 часа
|
|
|
|
Итого
|
0,5часа
|
|
|
|
Всего часов по направлениям
|
1,5 часа
|
1 час
|
2 часа
|
Предполагаемый педагогический результат плана внеурочной деятельности
Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням, каждому уровню результатов внеурочной деятельности соответствует ряд образовательных содержательно и структурно близких форм. Первый уровень результатов может быть достигнут относительно простыми формами, второй уровень - более сложными, третий уровень - самыми сложными формами внеурочной деятельности. Форсирование результатов и форм не обеспечивает повышения качества и эффективности деятельности.
Класс
|
Уровень
результатов
|
Содержание
|
Способ достижения
|
Возможные
формы
деятельности
|
1-2
|
Первый
уровень
результатов
|
Приобретение учащимися социального знания (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.); понимание социальной реальности и повседневной жизни
|
Достигается во взаимодействии с учителем как значимым носителем положительного социального знания и повседневного опыта - «педагог - ученик»
|
Беседа
|
3
|
Второй
уровень
результатов
|
Получение школьником опыта переживания позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальным реальностям в целом
|
Достигается во взаимодействии школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, где он подтверждает практически приобретенные социальные знания, начинает их ценить (или отвергать) - «педагог –
ученик- коллектив»
|
Дебаты,
тематический
диспут
|
4
|
Третий
уровень
результатов
|
Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия
|
Достигается во взаимодействии школьника с социальными субъектами, в открытой общественной среде - «педагог - ученик - коллектив - общественная среда»
|
Проблемно ценностная дискуссия с участием внешних экспертов
|
|