Подготовила учитель-логопед
высшей квалиф.категории
Аршинова Наталья Николаевна
Сразу хочется сказать, что результат совместной работы (родителей и логопедов) будет положительным лишь в том случае, если будет просматриваться максимальная заинтересованность родителей. Это пожалуй первочередная и важнейшая задача. По опыту работы можно сказать – на занятия к логопедам с удовольствием и желанием ходят только те дети, чьи родители активно участвуют в коррекционном процессе, стимулируют интерес ребёнка к занятиям, помогают в выполнении заданий, напоминают своему ребёнку о логопедических занятиях. Если интереса родители не проявляют в совместном обучении, то посещение занятий нерегулярное, ребёнок обучается без особого желания.
Что же может помешать ребёнку нормально осваивать школьную программу? Основными причинами
нарушений письменной речи можно назвать следующие: это несформированность ф
онематических процессов, пространственной ориентировки и
пространственного восприятия, нарушение зрительного восприятия,
зрительной памяти, бедный словарный запас ребенка и просто «языковая
безграмотность» (т.е. родители не должны забывать - они всегда и во всем являеются примером для своих детей. Дети всегда берут пример с нас и не имеет значения положительный ли он или отрицательный).
Мы поговорим о том, как можно, хотя бы минимально,
предупредить эти нарушения, помочь своему ребенку в домашних условиях,
в домашней знакомой обстановке.
Пожалуй, одно из самых главных нарушений речи, является
нарушение фонематических процессов, нарушение фонематического слуха.
Именно фонематического, а не физиологического (как обычно думают
родители). Взрослым следует обращать внимание на то, как ребенок ведет с
ними диалог, переспрашивает ли он что-то, прислушивается ли он к
сказанному, понимает ли он сказанное, переспрашивает ли он, с
ошибками воспроизводя сказанное слово, фразу. Родителям следует попросить своего
ребенка назвать определенный звук в слове, выделить его место в слове, на
каком месте стоит этот звук. Произнести предложение и спросить: «В каком слове ты слышишь звук «а»?, «Сколько
звуков ты слышишь в слове — «дом», «том», «сом», «рак», «рыба»?
Такими вопросами можно озадачить ребенка в процессе простого
общения, при походе в магазин, на прогулке, в виде игры. Как правило, дети
довольно охотно принимают правила игры и охотно идут на контакт.
Какие приемы можно использовать при недостатках развития фонематического слуха?
В этом Вам поможет брошюра « Советы логопеда»
Развивайте чувство ритма. Это поможет ребёнку формировать ощущения предложения как лексической единицы, характеризующейся ритмико-интонационной законченностью, знакомиться с ритмико-интонационными характеристиками звуков; сформирует интонационную выразительность и ритмико-интонационные параметры слова.
Следующей причиной нарушения письма, могут быть нарушения
оптико- пространственной ориентировки. Т.е. ребенок не может назвать
левую или правую руку, не может назвать, что находится по левую
сторону от него или по правую сторону от него, либо у него над головой.
Нужно попытаться хотя бы минимально развить
данные функции. Сначала научить его ориентироваться в собственном теле,
показать ребенку, где находится у него правый глаз, левое ухо, правая нога,
пусть покажет, где у мамы или у его товарища левая нога, правое колено. Затем пусть ребенок
назовет, что находится у него над головой, под ногами, слева от него, или
справа от него. Дайте в руки мяч или кубик, пусть ваш ребенок найдет в
комнате предметы схожие по форме с данными предметами. Покажите ему
несколько предметов, затем попросите отвернуться, спрячьте один из
предметов. Затем задайте вопрос — что же исчезло из комнаты, со стола? Кроме этого полезно выполнять следующие приемы, описанные в брошюре «Советы логопеда» которые помогут хорошо усваивать образы букв, видеть их отличия и сходства. Это
также можно проделывать в процессе обычного общения взрослых и детей.
Вы убедитесь, что не нужно отводить особое время для занятий, отнимать
какое-то время у себя и обременять детей, которые чувствуют, что это работа
и неохотно идут на контакт.
Следующую причину- бедный словарный запас, исправить легче,
чем предыдущие нарушения. Так, как это обычная жизненная ситуация.
Попытайтесь все-таки больше говорить с ребенком, говорить правильно, не
искажая слов, не пропускать слоги и окончания, дайте ребенку толкование
слова, обозначьте его роль в речевом процессе, назначение этого слова и его применение. Например: «
стол» — предмет сделанный из дерева или металла, может служить для того, чтобы писать
на нем, сидеть за обедом завтраком, выполнять какую-то работу. «Лопата» -
состоит из черенка и собственно самой лопаты, черенок деревянный, лопата железная.
Этот предмет служит для того, чтобы копать землю, убирать снег. И вот в
таком направлении объяснять каждое слово ребенку, для того, чтобы он
знал, как работать с данным словом, а не употреблял его совершенно не по
назначению, обычно так и происходит при составлении предложений, при
попытке объяснить ребенком значение слова. Так происходит при
составлении устных рассказов по картинкам или на заданную учителем тему.
Вводите в речь ребенка много новых слов, при этом также объясняя их
значение, их применение, их предназначение. Изменяйте слова по родам, числам, говорите о предметах обозначая их размер, употребляйте в речи предлоги, показывайте на примере пространственное значение предлога. Я еще раз хочу сказать -
говорите с детьми правильно, так как из наших семей, из его окружения, идет
культура общения, именно из дома, из детского сада, из прогулок по улице дети выносят свое представление о правилах
общения, правилах употребления слов.
Выполняя эти упражнения мы с вами поможем избежать ошибок,
которые допускают наши дети на письме: это пропуски, перестановки букв,
пропуски слогов, замены букв по оптическому сходству, написание букв «задом наперед», т.е. «зеркальное»
написание. Приведенные вам в пример упражнения не требуют
специальных занятий, все это можно проводить в процессе обычной беседы с детьми и в виде игр. |