Пять основных причин детского воровства
1. Недостаточное внимание со стороны родителей.
Недолюбленные дети пытаются обратить на себя внимание хотя бы таким способом – смотрите, я вор! Кстати, при этом объектом воровства может стать что угодно. И кража мелочи из маминой сумки здесь – самый «безобидный» вариант.
2. Потребность в самоутверждении.
Один классно гоняет мяч, второй на математике все время руку вверх тянет. А если ни то, ни другое – как выделиться? Вот бы купить крутую «фишку», так чтобы все сгрудились посмотреть! Особенно касается подростков.
3. Желание быть не хуже других.
Оно направлено вначале на игрушки, а затем – на одежду, «прибамбасы» и карманные деньги.
4. Соблазн безнаказанности.
Детям в гипермаркете кажется, что в магазине много различных товаров, и если они что-то возьмут, то никто не заметит.
5. Вымогательство со стороны старших ребят – такое происходит чаще всего во дворах или школах.
Если ребенок был замечен в краже:
- не угрожайте ребенку в случае отказа признать вину. Ваша явная агрессия сразу же заведет его в тупик. Лучше спросить напрямик, брал ли он что-нибудь чужое, чем стараться силой заставить его признать свое поражение и то, что он "вор".
- не называйте его вором, не навешивайте ярлыки предсказывая уголовное будущее.
- не сравнивайте его с другими детьми или с собой в детстве, не добивайтесь того, чтобы он чувствовал себя пристыженным и подавленным ("Мне стыдно за тебя", "Никому из родителей не приходится так краснеть", "Мой сын не мог так поступить" и т. п.);
- не устраивайте судилище за каждый, даже незначительный проступок ребенка - иначе он будет скрывать от вас все;
- не обсуждать возникшую проблему с посторонними людьми в присутствии ребёнка. Золотое правило воспитания гласит: ругай наедине, хвали - при всех.
- не обращайтесь к ребенку с риторическими вопросами типа "Как ты мог?" и пр. - это совершенно бесполезно и даже вредно.
- не возвращайтесь к тому, что произошло (после того как ситуация была разобрана), т.к. этим вы только закрепите данный поступок в сознании ребёнка.
- не напоминайте ребенку о случившемся, если он совершил другой проступок, не имеющий отношения к кражам.
К основным ошибкам в воспитании, способным спровоцировать детское воровство можно отнести следующие:
- отсутствие последовательности в воспитании, когда в одной ситуации ребёнка наказывают, а в другой - "закрывают глаза" на проступок: грозились наказать, но не наказали;
- несогласованность требований взрослых (папа разрешает, а мама запрещает);
- "двойная мораль" - когда внушения и требования родителей расходятся с их поступками в той же ситуации (например, родители внушают ребёнку, "что брать чужое нельзя", а сами приносят с работы то, что "плохо лежит". Ребёнок, искренне веря в авторитет и непогрешимость родителей, следует их примеру и долго не может понять, за что его ругают, если он поступает, как мама и папа.);
- ситуация вседозволенности, воспитание ребёнка в стиле "кумир семьи": ребёнок растёт с мыслью "я лучший и единственный", ему трудно научиться считаться с мнением других людей, ведь он ориентируется лишь на свои желания и интересы. Такие дети, попадая в коллектив сверстников, продолжают вести себя так же, как и в семье, но очень быстро получают от детей "обратную связь" - с ними не хотят общаться. Они искренне не понимают, почему брать то, что им хочется, нельзя. А родители начинают обвинять других детей в пагубном влиянии на их "чудо-ребёнка";
- тотальный контроль (гиперопека) за поведением и действиями ребёнка. При этом одни дети занимают активную "оборонительную" позицию, постоянно проявляя упрямство и вступая в пререкания по любому поводу. А другие "уходят в подполье", продолжая совершать порицаемые взрослыми поступки, но уже в те моменты, когда на них не обращают внимания.
Что могут сделать взрослые, чтобы предотвратить случаи воровства.
- Поговорите с детьми о воровстве. Данная беседа должна включать в себя понятие того, что является, а что не является воровством. Такую беседу, в зависимости от способностей ребенка, лучше было бы провести в возрасте от четырех до пяти лет. лучше поздно, чем никогда.
- Ещё раз нужно объяснить ребёнку, что нельзя трогать чьи-либо вещи без разрешения.
- Взрослые должны убедится, что ребенок знает, что воровство может стать причиной потери друзей, потери доверия, а также неприятного чувства после кражи.
Родители должны сделать следующее.
- Родители должны предпринять решительные меры с неприятными последствиями. Ребенок должен вернуть вещь владельцу, либо заплатить за нее. Если у ребенка нет денег, он должен выполнить дополнительную работу, чтобы заработать денег. Ребенок должен отвечать за неправильные действия.
- Если ребенок ворует у других детей вещи и предметы, в которых он нуждается (карандаши, бумага и ручки), родители должны объясните ему, что нельзя брать чужие вещи, а лучше просто попросить все необходимое у мамы и папы. Родители сами купят ему все, что нужно.
- Взрослые должны убирать вещи, которые они не хотят, чтобы ребенок взял, в те места, где он не сможет до них добраться.
- Родители должны объясните ребенку, что у него в ближайшем будущем будет возможность получить определенную вещь. Это научит ребенка терпению и отложенному вознаграждению.
Если ребенок ворует, родители должны это пресечь - но только если они абсолютно уверены в фактах. Ничто не ранит тяжелее, чем несправедливое обвинение. Родители должны ребёнку сказать, что его поведение неприемлемо, но в то же время важно заверить ребенка, что родители его любят - даже если не одобряют его поведение.
Папам и мамам нужно подумать, прежде чем приступать к решительным действиям. Бесспорно, воровство не должно оставаться безнаказанным, но только если родители уверены, что и ребенок считает это наказание справедливым. Может быть строгость родителей не только не избавит его от дурных наклонностей, а только спровоцирует массу иных, не менее вредных поступков. Пережив наказание, ребенок, скорее всего, научится ловчить, скрытничать, обманывать, боясь лишь одного - быть разоблаченным. Но разве только страх наказания удерживает детей от желания взять чужое?
Общая стратегия поведения родителей по отношению к воровству своих детей должна зависеть от причин поведения ребёнка, выяснение которых дело первостепенной важности. Но в любом случае необходимо помнить, что появление такого тревожного сигнала, как кража, свидетельствует о том, что ребёнку не хватает любви и внимания родителей. |