Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 23.12.2024, 09:06

МОУ "СОШ№1" г.Коряжма

Меню сайта
Категории раздела
Советы психолога [33]
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Оказание психологической помощи » Советы психолога

Что делать. если вы узнали, что ребенок пробовал курить.

Как показывают исследования, около 40% детей младшего школь­ного возраста имеют эпизодический  опыт курения. Другое дело, что об этом опыте не всегда знают взрослые. И это печально, потому что педагогически верное вмешательство взрослого способно значи­тельно повлиять на дальнейшее развитие событий  - предотвратить формирование вредной привычки.

Прежде всего, нужно поговорить с ребенком (этот разговор ни в коем случае не должен напоминать судебное разбирательство, а речь взрослого – обвинения прокурора). Попросите его объяснить, по­чему он попробовал закурить. Только тут нужно учитывать важный момент – ребенок не всегда может дать сразу какое-то внятное объ­яснение: во-первых, потому, что ему бывает сложно сформулиро­вать эту причину, во-вторых, зачастую он сам себе не отдает отчета, зачем он это сделал. И тут очень важна доверительная атмосфера разговора. Ребенок должен понимать: что за честным признанием не последует наказания.

Помогите ребенку поразмышлять над собственным поступком, не спешите давать свои оценки происшедшему, пусть их сделает сам ребенок. Попробуйте воспользоваться приемом активного слуша­ния, который рекомендует известный психолог  Ю. Б. Гиппенрейтор. Секрет активного слушания состоит в том, чтобы «возвращать» ре­бенку  в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначая, называя его чувства. Выглядеть такой оборот может следующим образом:

  • Почему ты согласился вместе с Сашей закурить?
  • Не знаю.
  • Ты не можешь понять, что случилось.
  • Он хвастался, что он – взрослый, а я – трус.
  • Тебе стало обидно  и т. д.

Нужно обратить внимание, что взрослый в своих репликах просто по-новому формулирует ответ ребенка, находя слова для  обозначе­ния его состояния. 

Дело в том, что «традиционные» способы реагирования, при всей своей кажущейся обоснованности, имеют один общий недостаток – они оставляют ребенка наедине с его переживаниями, демонстри­руют ему, что взрослого не интересуют его чувства. Напротив, ак­тивное слушание показывает, что взрослый понял внутреннюю ситуа­цию   ребенка, готовы услышать о ней больше, принять её.

Такое внимание и сочувствие взрослого производят совершенно особое впечатление на ребенка, и он уже с готовностью продолжает рассказывать о случившемся (надо сказать, что прием активного слушания действителен не только в ситуациях, связанных с куре­нием, но и в других сложных для ребенка обстоятельствах и может помочь избежать, казалось не минуемого конфликта или найти ре­шение трудной проблемы).

Во время такой беседы важно соблюдать некоторые правила. Нужно непременно повернуться к ребенку лицом  - ваши глаза должны быть на одном уровне. Дистанция между собеседниками тоже должна быть минимальной. В беседе очень важно «держать паузу». После каждой вашей реплики нужно дать ребенку возможность со­браться с мыслями, понять свои переживания. Поэтому не стоит спешить прерывать возникшую паузу. Выдерживайте её и после от­вета ребенка: может быть он что-то еще добавит.

Какую же информацию можно получить из разговора?

Взрослому, прежде всего, следует разобраться в причинах, заставив­ших ребенка попробовать закурить. Собственно говоря, обозначен­ная причина поможет вам найти ответ на вопрос, как добиться того, чтобы курение  больше не повторялось. А причины могут быть раз­ные – тут и неорганизованный досуг, и любопытство («а что будет, если…), и влияние друга, и просто растерянность, и неумение отка­заться…

Важно, чтобы ребенок понял, чем опасно курение для его здоровья, реализации жизненных планов. Для этого попросите ребенка вспом­нить о тех ощущениях, которые он испытал при курении. Обратите его внимание на неприятный  характер этих ощущений  (он может рассказать о том, что его тошнило, кружилась голова, болели глаза от дыма, появился кашель и т. д.). Объясните, что это – явное доказательство того, что курение ему вредит.

Ребенок должен обязательно знать, что его поступок очень расстроил вас. Не бойтесь показать ему ваше огорчение, растерянность. Назовите еще  близких и авторитетных для ребенка людей, которые огорчатся, узнав о его курении. Вместе с ребенком обсудите, стоит ли и кому признаться о происшедшем  (бабушке, дедушке, тёте), попросите его успокоить вас: дать обещание больше не повторять свой поступок.

Категория: Советы психолога | Добавил: sc1kor (10.02.2016)
Просмотров: 572 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • персональныеданные.дети

  • МОУ "СОШ№1" г.Коряжма © 2024