Как показывают исследования, около 40% детей младшего школьного возраста имеют эпизодический опыт курения. Другое дело, что об этом опыте не всегда знают взрослые. И это печально, потому что педагогически верное вмешательство взрослого способно значительно повлиять на дальнейшее развитие событий - предотвратить формирование вредной привычки.
Прежде всего, нужно поговорить с ребенком (этот разговор ни в коем случае не должен напоминать судебное разбирательство, а речь взрослого – обвинения прокурора). Попросите его объяснить, почему он попробовал закурить. Только тут нужно учитывать важный момент – ребенок не всегда может дать сразу какое-то внятное объяснение: во-первых, потому, что ему бывает сложно сформулировать эту причину, во-вторых, зачастую он сам себе не отдает отчета, зачем он это сделал. И тут очень важна доверительная атмосфера разговора. Ребенок должен понимать: что за честным признанием не последует наказания.
Помогите ребенку поразмышлять над собственным поступком, не спешите давать свои оценки происшедшему, пусть их сделает сам ребенок. Попробуйте воспользоваться приемом активного слушания, который рекомендует известный психолог Ю. Б. Гиппенрейтор. Секрет активного слушания состоит в том, чтобы «возвращать» ребенку в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначая, называя его чувства. Выглядеть такой оборот может следующим образом:
- Почему ты согласился вместе с Сашей закурить?
- Не знаю.
- Ты не можешь понять, что случилось.
- Он хвастался, что он – взрослый, а я – трус.
- Тебе стало обидно и т. д.
Нужно обратить внимание, что взрослый в своих репликах просто по-новому формулирует ответ ребенка, находя слова для обозначения его состояния.
Дело в том, что «традиционные» способы реагирования, при всей своей кажущейся обоснованности, имеют один общий недостаток – они оставляют ребенка наедине с его переживаниями, демонстрируют ему, что взрослого не интересуют его чувства. Напротив, активное слушание показывает, что взрослый понял внутреннюю ситуацию ребенка, готовы услышать о ней больше, принять её.
Такое внимание и сочувствие взрослого производят совершенно особое впечатление на ребенка, и он уже с готовностью продолжает рассказывать о случившемся (надо сказать, что прием активного слушания действителен не только в ситуациях, связанных с курением, но и в других сложных для ребенка обстоятельствах и может помочь избежать, казалось не минуемого конфликта или найти решение трудной проблемы).
Во время такой беседы важно соблюдать некоторые правила. Нужно непременно повернуться к ребенку лицом - ваши глаза должны быть на одном уровне. Дистанция между собеседниками тоже должна быть минимальной. В беседе очень важно «держать паузу». После каждой вашей реплики нужно дать ребенку возможность собраться с мыслями, понять свои переживания. Поэтому не стоит спешить прерывать возникшую паузу. Выдерживайте её и после ответа ребенка: может быть он что-то еще добавит.
Какую же информацию можно получить из разговора?
Взрослому, прежде всего, следует разобраться в причинах, заставивших ребенка попробовать закурить. Собственно говоря, обозначенная причина поможет вам найти ответ на вопрос, как добиться того, чтобы курение больше не повторялось. А причины могут быть разные – тут и неорганизованный досуг, и любопытство («а что будет, если…), и влияние друга, и просто растерянность, и неумение отказаться…
Важно, чтобы ребенок понял, чем опасно курение для его здоровья, реализации жизненных планов. Для этого попросите ребенка вспомнить о тех ощущениях, которые он испытал при курении. Обратите его внимание на неприятный характер этих ощущений (он может рассказать о том, что его тошнило, кружилась голова, болели глаза от дыма, появился кашель и т. д.). Объясните, что это – явное доказательство того, что курение ему вредит.
Ребенок должен обязательно знать, что его поступок очень расстроил вас. Не бойтесь показать ему ваше огорчение, растерянность. Назовите еще близких и авторитетных для ребенка людей, которые огорчатся, узнав о его курении. Вместе с ребенком обсудите, стоит ли и кому признаться о происшедшем (бабушке, дедушке, тёте), попросите его успокоить вас: дать обещание больше не повторять свой поступок. |